Ки-Вест - самый южный город США

 
The Overseas Highway - Автомагистраль через Море (Заморское шоссе, Дорога над океаном) - считается одной из экзотических дорог США, окруженная богатыми коралловыми рифами, бесподобной бирюзой моря, переходящего на горизонте в бесконечную голубизну неба, прибрежными мангровыми зарослями и флоридскими пальмами. Преимущество этой дороги еще в том, что, находясь на ней рано утром можно увидеть восход солнца над Атлантическим океаном, а вечером наблюдать красочный закат над Мексиканским заливом. 
 
Оверсиз Хайвэй (или дорога US1) соединяет Майами с Ки Вест (Ки Уэст). Красивый и интересный город Key West, сохранивший свою самобытность, обязательно оставит у гостей незабываемое впечатление. Архитектура в колониальном стиле, особая атмосфера, разгуливающие по улицам петухи и яркая ночная жизнь острова притягивают сюда туристов со всего мира. Дорога на самый южный остров Соединенных Штатов в буквальном смысле пролегает через океан, по цепочке островов, соединенных естественным путем или насыпной дорогой и сорока двумя мостами. 
 


Путешествуя по этой живописной дороге длиной 113 миль (182 км.), если повезет, можно увидеть черепах, оленей, аллигаторов, дельфинов и бесчисленное количество разнообразных птиц. Как мы увидели оленей я писала в посте Разведка боем на Ки Вест, рассказывающем, как мы тащили туда лодку. Там много интересной информации об островах Кис (Keys), которая здесь не повторится, поэтому рекомендую почитать. 



В начале 19 века недостатки Ки Веста были очевидны - вОды вокруг изобиловали опасными рифами и пиратами. В этой части океана, начиная с 15 века, происходило много кораблекрушений и грабежей. Остров в основном посещали Кубинские охотники за черепахами и Багамские мародёры затонувших судов. Но достоинства острова перевешивали - хорошая почва, два неиссякаемых источника пресной воды, соляные пруды, изобилующий лес, рыба, птица и самое главное - наличие натуральной глубоководной гавани.  (основной источник) Если кликните на этот скриншот, его можно увеличить и разглядеть, что вокруг острова мелкота, но западная часть естественным образом глубоководная 36 ft = 11 метров! На морской карте темно синий цвет означает мелководье, чем светлее, тем глубже.
 

Остров Ки Вест связан с самыми первыми американскими земельными аферами, его перепродавали одновременно нескольким покупателям. 
Испанский губернатор Флориды в 1815 году передал бесплатно участок земли под названием Cayo Hueso почмейстеру Сент Аугустина офицеру Juan Pablo Salas. (Кайо Уесо в переводе с испанского - остров костей. Cayo - низкий остров или риф, Hueso - кость. Говорят, что весь остров был усыпан костями. Либо индейцы Calusa использовали его как кладбище, либо тут были сражения. Со временем название переросло в более английское название Ки Уэст. Cayo Hueso до сих пор встречается на острове в названиях ресторанов, бизнесов и пр. По другой версии остров так назвали, потому что он был самым западным (west) в цепочке островов Кис). После того, как Испания уступила Флориду США в 1821 году, Хуан Салас за 5 тыс.$ продал остров Джону Стронг (John B. Strong), прибывшему в Сент Аугустин из Нью-Йорка. Через три месяца бывший почтмейстер решил поживиться еще раз и, уже будучи в Гаване, продал остров во второй раз. За 2 000 долларов остров Cayo Hueso приобрел влиятельный бизнесмен (из Нью Джерси) Джон Симонтон (John W. Simonton). 
Джон Стронг тоже оказался не промах и через пять месяцев продал остров два раза. Стронг получил 16 000 долларов от первой продажи судье и адвокату Джорджу Мюррею (George Murray) и 20 000 долларов от второй продажи бывшему губернатору Южной Каролины Джону Геддесу (John Geddes). 
Далее на сцену выходит один из владельцев острова Джон Симонтон, который присылает президенту блестящий отчет о потенциальном использовании острова Cayo Hueso в качестве военной базы и порта. После проверки на месте, отчет подтвердился и официально 25 марта 1822 года здесь был установлен штандарт (Флаг США) капитаном-лейтенантом Matthew Perry  в присутствии официальных лиц Warner, Fleeming и Whitehead. Остров был переименован в Томсон в честь главнокомандующего (chief of the Navy Smith Thomson). Сразу же был построен маяк. После того, как военная база (на Mallory Square) была установлена, в регионе началась борьба с пиратством под руководством коммодора Дэвида Портера. Была создана таможня, и Ки-Уэст стал перевалочным портом для иностранных грузов с Кубы. Таможня в настоящее время является официальной штаб-квартирой Художественно-исторического общества Ки-Уэста.
 

Кроме государства у острова же были и другие владельцы, которые начинают продавать землю по частям, а те перепродавать дальше. (если интересно здесь подробно) Итоговая покупка государством долей острова у шестерых владельцев состоялась в 1826 году. 
В 1828 году Ки-Уэст был назначен официальным портом въезда в США, что позволило острову стать центром аварийно-спасательной индустрии. По закону 1825 года все затонувшие в водах США корабли вместе с содержимым должны были доставляться в порт въезда. Торговля имуществом затонувших кораблей с аукциона (wrecking trade) стала основной статьей дохода Ки Вест в 19 веке.
 

 
Первые жители, как европейцы, так и чернокожие, прибыли сюда из Британских Багам. В 1830-х годах Ки Вест был самым богатым городом США на душу населения. Количество жителей выросло с 517 душ в 1828 году до более 2600 человек к 1850 году.
На острове были открыты заводы по производству соли. Здесь занимались рыболовством, отловом губок, охотой на черепах. В 1870-х Ки Вест стал крупнейшим в мире производителем сигар. В 1880 году здесь проживало 10 тысяч человек, а еще через 10 лет стало 18 тысяч. 
К 1889 году Ки Вест был самым большим и богатым городом Флориды. Здесь ходили трамваи на муловой тяге, работала электростанция, новое почтовое отделение, регулярное пароходное сообщение между Тампой и Гаваной. Кубинские эмигранты составляли более половины населения, испанский стал вторым официальным языком, а кубинская кухня наиболее популярной.
Map of Key West, 1884 (источник картины)
 
 

 
Когда-то на островах Кис выращивали ананасы и тогда впервые задумались построить дорогу, ведь иначе, как по воде или по железной дороге сюда было не попасть. Строительство железной дороги (Florida East Coast Railroad) Генри Флаглером было закончено в 1912 году и поезда стали ходить через весь полуостров от Джексонвиля на севере до Ки Веста на юге. В 1919 году, когда в Южной Флориде зарождался земельный бум, а на смену ананасам на островах Кис стали выращивать лайм, началось постепенное строительство дороги. Под это дело выпускались облигации, определенные участки были распределены между разными подрядчиками, федеральное правительство подключилось намного позднее. От острова к острову действовали паромные переправы, где расстояния были небольшими - строились мосты. Вода в этих краях мелкая, паромы часто садились на мель, движение было очень медленным и дорогим. (источник фото)
 

 
В записях Конгресса в 1930 году дорога впервые упоминается как "Oversea" Highway «заморское шоссе». Страна на тот момент переживала Великую депрессию, работы периодически замораживались из-за отсутствия денег. В 1934 году город стал банкротом, все производства разорились. Государством было решено сделать город зимним курортом для американцев наравне с Багамами и Бермудами. Началась  большая работа по приданию городу туристической привлекательности. На строительстве дороги в 1935 году было задействовано около 700 ветеранов первой мировой войны по программе помощи трудоустройства ветеранов. Им платили 30$ в месяц (равноценно ~540$ на сегодня) + бесплатное проживание и питание. 2 сентября 1935 года случился сильнейший ураган, нанесший не только материальный ущерб, но и унесший жизни ~400 человек (большинство ветеранов). Это был ураган самой высшей 5-й категории, на островах Кис сила ветра достигала 322 км/ч. Одну женщину унесло над водой на 64 км. с острова Айламорада до мыса Сэйбл. Она доползла до берега, где позже береговая охрана обнаружила несчастную, но ее маленький сын не выжил. На этом скрине карты наглядно, на какие расстояния люди могут быть унесенными ветром:
 

Зная о надвигающемся урагане, руководство лагерей готовилось эвакуировать ветеранов и их семьи. По стечению обстоятельств эвакуация не состоялась. Поезд не был вовремя доставлен из Майами и стало уже слишком поздно. Недалеко от острова Айламорада поезд снесло ветром с рельсов. (источник фото)
 

 

Старый мост Knights Key-Pigeon Key-Moser Channel-Pacet Channel Bridge был построен в 1912 г. как часть участка Ки-Вест железной дороги. Эта фотография сделана в 1920 году. 


После урагана "День Труда" 1935 года этот мост был восстановлен правительством, расширен под автомобильную трассу. Строительство Overseas Highway, как единой сухопутной автодороги, закончилось в 1938 году. От Майами до Ки Веста можно было добраться на машине за 5 часов. Никаких попыток восстановить железную дорогу на островах Keys не предпринималось. Рельсы были переработаны для создания в 1982 году нового моста Seven Mile Bridge длиной 6,79 мили (10,93 километра).  
 
 

 
Старый мост так и стоит параллельно новому мосту и постепенно разрушается.
 

 
Около островка Pigeon Key у старого моста нет одного пролета.
 

В инете гуляют винтажные открытки, мне не удалось проследить первоисточник. Так выглядел, проходящий через островок Pigeon Key, старый мост в 40-х годах:


 
 
Чуть южнее этого места часть моста демонтирована после разрушений от урагана Донна 1960 года. И теперь здесь канал Мозер, а новый мост Севен Майл Бридж образует арку высотой 20 метров, позволяя проходить яхтам. На этом видео хорошо видно, как через канал Мозер проходит катер:


 
 
В целом, на Старый мост попасть нельзя, поскольку там небезопасно находиться. Но часть моста превращена в пешеходную аллею, где можно не только гулять и рыбачить, но и кататься на велосипеде.
 

На острове Ки Вест общей площадью 11 кв. км. (в длину 6 км. и в ширину 2 км.) живут на сегодня 27 тысяч человек. Находится остров в 90 милях (145 км) от Кубы (это ближе, чем Майами). На южной оконечности острова раньше была установлена деревянная табличка southernmost point, которую туристы периодически отрывали на память. В 1983 году установили бетонный вариант самой южной точки континентальной US.

 
Но на самом деле, это не самая южная часть береговой территории США. Самая южная точка (24°32'39.2"N 81°48'17.8"W) находится на огороженной забором территории военной базы, куда вход воспрещен. Туристическая достопримечательность в виде буя выдержала несколько ураганов и является самым известным и фотографируемым объектом. 
 

 
На модели буя написано The Conch Republic. Республика Канк была шутливо объявлена, как акция протеста против установления контрольно-пропускного пункта. С 1982 года на установленном южнее города Florida City блокпосте пограничники досматривали каждую машину на предмет наркотиков и нелегалов (в основном из Кубы. Mariel Boatlift - с апреля по октябрь 1980 года из Кубинского порта Мариэль в Южную Флориду прибыли 125 000 кубинских беженцев на переполненных 1 700 лодках разных размеров). Местные власти Ки Веста неоднократно жаловались, что огромные очереди (самая большая -27 километровая!) на заезд и выезд с островов Кис, которые наносят ущерб туристической индустрии. 
 23 апреля 1982 года мэр Ки Веста Dennis Wardlow объявил о независимости, поскольку федеральное правительство создало пограничный блокпост, словно острова являлись иностранным государством. Местных жителей называют Conch (раковина) еще со времен первых поселенцев из Багам, так что нация была объявлена, как Республика Канк. (Salt Water Conch - Раковина соленых вод - называют человека, рожденного на острове. Когда рождался ребенок, на столб перед домом выставлялась раковина. Fresh Water Conch - дословно "Раковина пресных вод" - перевод по значению - молодняк. Так называют человека, который живет на острове как минимум 7 лет и не был там рожден.)
 
 

Деннис Уордлоу в этот день назначил себя премьер министром новой республики и в шутливой форме объявил войну США и обратился за иностранной помощью в 1 млрд. долларов. Все эти события вызвали огромную шумиху в прессе, на что власти никак официально не отреагировали, но контрольно-пропускной пункт вскоре был снят. Каждый год 23 апреля местные жители вместе с туристами отмечают, как шутливый праздник Независимости острова.  (Источник фото флага)
 

Каждый путешественник просто обязан сфотографироваться у знака 0 Mile. здесь начинается флоридская штатовская дорога A1A, которая идет вдоль всего побережья Атлантического океана на север, до границы с Джорджией. Дорога ЭйУанЭй самая красивая, потому что ближе всего к океану и тянется она на 545 км.
 

 
Другой достопримечательностью острова является маяк Key West Lighthouse, построенный в 1848 году на смену старому, который был снесен ураганом через 20 лет службы.
  
 

В 1873 году на маяке была установлена линза Френеля (Fresnel lens), свет от которой был виден на расстоянии 15 миль.

 
Дом смотрителя маяка превращен в музей, а на сам маяк можно подняться всего за 12 долларов по 88 ступенькам и наблюдать окрестности с высоты 25 метров. Это фото сделано нами в октябре 2009-го.  
 
 
Еще один музей привлекает большое количество туристов - дом музей Эрнста Хемингуэйя. В 1928 году Хемингуэй со своей второй женой Полин Пфайффер возвращался из Франции и задержался в городе, ожидая доставки нового Форда - подарка от дяди Полин. Дилерский центр Ford поселил их в квартире, потому что доставка машины затянулась на долгие 3 недели. Эрнст успел написать свой классический труд "Прощай, оружие" и влюбиться в город. Дядя Полин купил для Полин и Эрнста в 1931 году дом в испанском колониальном стиле. Дом постройки 1851 года был не в очень хорошем состоянии и потребовалась реконструкция и ремонт.
 

Эрнест и Полина развелись в 1940 году, Хемингуэй поселился на Кубе со своей третьей женой, Мартой Геллхорн. Он продолжал посещать Ки Вест в течение 40-50-х годов вплоть до своей смерти в 1961 году. The Ernest Hemingway Home открыт для всех желающих за $16. 
 

В этом доме и в саду до сих пор живут потомки его любимой шестипалой кошки Белоснежки - подарок ему капитана. Полидактильные кошки - это не особая порода, просто у них есть ген, который несет этот признак. При этом не все из 40-50 кошек музея шестипалые, а примерно половина, но всегда есть шанс проявится этому гену в последующих поколениях.
 

После войны президент Гарри С. Трумэн сделал Ки-Уэст своим любимым убежищем. За 8 лет своего правления Трумэн провел 11 рабочих каникул в Ки-Уэсте, начиная с ноября 1946 года. Трумэн считал Ки-Уэст идеальным местом для зимнего отдыха на острове и провел в общей сложности 175 дней в своем Зимнем Белом доме, который пресса окрестила "Маленький Белый дом Трумэна" (Truman's Little White House)
 

По городу с 1958 года разъезжают туристические паровозики Conch Tour Train.
 

У "поезда" 4 остановки, купив один раз билет за $47 (онлайн $33), можно пользоваться услугами целый день (с 10 до 16 ч.). Вагончики отправляются каждые полчаса и доставляют на все достопримечательности города. Один полный тур с гидом продолжительностью 75 минут познакомит вас с городом.
 

Наравне с паровозиками днем ходят экскурсионные автобусы Hop On Hop Off, с которых можно сходить и снова запрыгивать на остановках. Цена примерно такая же.
 

 
В то время, как лаймовый пирог Key Lime Pie остается визитной карточкой Ки Веста, сами лаймы для экспорта здесь больше не выращивают. Key lime растет только в садах местных жителей, потому что они не выдержали конкуренцию с другими сортами лайма. 
 
 
Лайм завезли на острова Кис в 19 веке из Мексики, а туда они попали из Ближнего Востока (на персидском - limu). Лайм хорошо продавался, потому что он спасал моряков от цинги. На коммерческой основе лайм на Ки Вест начали выращивать в начале 20 века. Ураган 1926 года уничтожил плантации. Мы заходили в пекарню, где можно за деньги испечь пирог и потом купить его) Пироги не дешевые, может потому, что лаймов теперь на островах растет очень мало. Говорят, что по вкусу они отличаются от мексиканского лайма, и по размеру крупнее.
 


Любители природы могут посетить Florida Keys Eco-Discovery Center совершенно бесплатно и узнать обо всех животных и растениях Национального морского заповедника Флорида-Кис.
 


Лично мне этот центр очень понравился - столько информации, все наглядно и увлекательно для взрослых и детей, даже фильмы крутят обычные и 3D. И что немаловажно, после солнцепека тут можно остудиться под кондиционерами!

 
Еще одно бесплатное познавательное и красивое развлечение в экзотическом оазисе - Key West Garden Club. Небольшой уютный тропический сад со множеством деревьев, кустарников и цветов.
 

 Мне еще долго учиться, как в таком маленьком пространстве создать такую красоту и благодать, но я постепенно двигаюсь в этом направлении. 
 

Во Флориде, так же, как и на Карибах, в Центральной Америке или Индии частенько встречается огромные деревья - баньяны. Баньяны изначально эпифитные или наземные фикусы, образующие из стволов и ветвей длинные воздушные корни. Если такой корень дойдет до земли, он укореняется, утолщается, образуя опору для густой кроны. Это фикус золотистый (Ficus aurea), его еще называют инжир-душитель (strangler fig), фикус душитель. Росток фикуса может попасть на какое-то дерево (или вырасти из занесенного ветром семечка), использовать его как опору, разрастись и задушить хозяина.
 

А этот баньян растет около маяка. (фото 2009 года)
 

Живой и свободно разгуливающей достопримечательностью острова являются очаровательные петухи и куры. Об этом феномене я писала в посте Городские ПТИЦЫ Южной Флориды
 
 
Петухов обижать здесь нельзя, они неприкосновенные, но всегда можно прикупить вот таких петушков и увезти с собой на память.
 
 

Там, где моряки, там всегда есть ром! Можно ознакомиться с технологией изготовления и продегустрировать этот крепкий напиток.
 

 
В историческом центре почти все здания 19 века. Вот, например, этот дом был построен в 1891 году, как написано на фасаде.
 
 
Дома в историческом центре в основном деревянные, двухэтажные и обязательно с балконами и колоннами - колониальный стиль.
 


Строительство форта Тейлор (Fort Zachary Taylor) армией США началось в 1845 году и продолжалось еще 21 год. Во время Гражданской войны 1961 года Флорида присоединилась к Конфедеративным Штатам Америки. Ки-Вест остался в руках Союза из-за военно-морской базы, хотя много Конфедератских флагов развевалось тогда над крышами города.
 

Военных на острове всегда было много. 22 сентября 1917 года состоялся первый в истории морской полет из Ки-Уэста на гидросамолете Curtis N-9, которым управлял лейтенант береговой охраны Стэнли Паркер. Примерно через три месяца военно-морская авиабаза Ки-Уэст была сдана в эксплуатацию, Lt. Stanley Parker стал ее первым командиром. После Первой Мировой база была закрыта, но не на долго. В 30-е годы в Ки Весте была построена так же база подводных лодок, обеспечивающая рабочие места местным жителям (в 1974 году эта база была закрыта). Мичам-Филд, который сейчас является международным аэропортом Ки-Уэст, использовался для поддержки дирижаблей и патрулей подводных лодок в 40-х годах. К концу войны Ки-Уэст был портом приписки для подводных лодок, эсминцев и авиационных эскадрилий. Бока-Чика Филд (Boca Chica Field) находящийся на соседнем острове был передан ВМФ и стал частью NAS Key West. Военно-морской аэродром Ки Вест превратился в ультрасовременный учебный центр для боевых истребителей класса "воздух-воздух" всех военных служб.



Выше я упоминала, что самая первая военная база была открыта в 1823 году на Mallory Square. Теперь набережная на Мэллори сквер - это самая туристическая площадка. Ки-Уэст славится своими закатами, и нет такого места, как Mallory Square, чтобы красиво праздновать окончание светового дня с уличными артистами, музыкантами и киосками с едой. Затем начинается ночная жизнь города, которая смещается от набережной на Duval и другие улицы исторического центра. 
 


Из каждого бара доносится живая музыка и на улицах толпятся туристы в поисках зрелищ и приключений. Ночная жизнь в городе такая же бурлящая и насыщенная, как и в светлое время дня.
 

 
Кто-то курит травку, кто-то танцует до утра, кто что любит.... Для любителей пощекотать нервы, например, устраиваются ночные туры по кладбищам и мистическим местам в поисках приведений:
 

 
Про самый южный город США - Ки Вест можно еще долго рассказывать и показывать, но лучше побывать там лично! 









Комментарии